Семинар 1: Развитие экономики региона и улучшение условий развития малых и средних предприятий
День 1: Инструменты экономического развития, малое и среднее предпринимательство
09.30 Открытие семинара и приветствие участников
10.00 Введение: Ключевые показатели устойчивого экономического развития региона и малый и средний бизнес
Анализ основных элементов, инструментов и требований состоятельной стратегии экономического развития региона: инфраструктура, институциональные условия и финансовые инструменты. Обсуждение конкретных вопросов позволит выработать исчерпывающую концепцию устойчивого экономического развития региона.
10.45 Институциональные условия – Агентства экономического развития, принципы партнерства и взаимодействия для улучшения экономических показателей региона
Адресная и эффективная стратегия развития экономики региона и малого и среднего предпринимательства предполагает корректировку существующих институциональных структур и систематическое подключение к ним различных организаций на местном и региональном уровне. Региональные агентства развития и создание региональных сетей поддержки малого и среднего предпринимательства доказали свою жизнедеятельность и эффективность в странах с переходной экономикой.
11.30 Перерыв на чай-кофе
11.45 Инфраструктура поддержки предпринимательства – Бизнес-Инкубаторы, Технологические центры и Бизнес-Парки – инструменты экономического развития региона и малого и среднего предпринимательства, стимулирующие создание новых компаний.
Стратегическая концепция делового инкубирования ("программное обеспечение") и обзор разработки, планирования и управления бизнес-инкубаторами, технологическими центрами и бизнес-парками ("технические средства"). Успешные примеры Европейских регионов.
12.45 Вопросы-ответы
13.00 Перерыв на обед
14.00 hrs Кластеры и инновации – Развитие кластеров и инноваций как инструментов повышения конкурентоспособности регионов и местного предпринимательства.
Системное развитие местных и региональных кластеров, а также стратегическое использование и продвижение инновационного потенциала в регионах и в компаниях отражает процесс глобализации экономики и быстрых технологических изменений, что является определяющим фактором конкурентоспособности региона и местного предпринимательства. Взаимодействие региональной экономики и инноваций рассматривается наряду с предназначенными мерами по стимулированию корпоративного потенциала инноваций. Методологические инструменты Региональной Стратегии Инноваций и Передачи технологий (RIS / RITTS).
15.30 Перерыв на чай-кофе
16.00 Обсуждение
17.00 Завершение работы первого дня семинара
20.00 Вариант: Обсуждение результатов первого дня семинара с участием местных экспертов регионального развития, политиков, местных компания и банков.
День 2: Инструменты экономического развития и малый и средний бизнес / Работа в группах
10.00 Бизнес-ориентированное обучение и квалификация – Понятие развития человеческих ресурсов как условие повышения конкурентоспособности малых и средних компаний в регионе.
По мере все более быстрых изменений в рабочем процессе в связи с глобализацией и технологическим развитием требования к уровню квалификации служащих, а также структуре квалификации персонала и его обучения резко усилились. Региональные стратегии экономического развития и развития малых и средних компаний должны принять это во внимание и последовательно применять такие методы, как региональные обучающие союзы ("Регионы обучения") и пожизненное изучение. Кроме того, инновационные новые технологии позволяют применять новые формы образования и развитие навыков.
10.30 Привлечение инвестиций – рыночные инструменты и концепции продвижения региональных инвестиционных проектов, привлечение прямых иностранных инвестиций.
На фоне увеличения глобальной конкуренции среди регионов стратегический маркетинг регионов и их потенциала становится все более и более важным. Систематический сопоставительный анализ региональных активов важен для успешных и превентивных действий в области продвижения инвестиционных проектов. Основные элементы продвижения инвестиционных проектов представлены на примере передовой практики Европейских регионов.
11.00 Перерыв на чай-кофе
11.30 Групповое обсуждение – Разработка каталога продвижения малых и средних компаний региона «X» (Часть 1)
Этап 1: SWOT анализ предпринимательского климата для малых и средних компаний и для начинающих компаний в регионе (инфраструктура поддержки, отраслевая структура, инвентаризация компаний, размер и структура местных МСП, региональный потенциал для инноваций, институциональные возможности для управления и организации, уровень квалификации рабочей силы и т.д.).
12.30 Перерыв на обед
13.30 Групповое обсуждение – Разработка каталога продвижения малых и средних компаний региона «X» (Часть 2)
Этап 2: Определение стратегических задач региональной стратегии развития экономики и предпринимательства.
Этап 3: Разработка перечня мер для систематического развития малых и средних компаний, а также начинающих компаний, в регионе «Х».
Этап 4: Определение трех пилотных проектов на базе стандартного описания проекта.
15.30 Перерыв на чай-кофе
15.45 Презентация результатов обсуждения в группах
16.45 Оценка результатов семинара
17.30 Закрытие семинара