Семинар 5: Муниципальное и региональное развитие – Методология и Инструменты
День 1: Развитие стратегии, программирование и участвующие организации
09.30 Приветствие участников и открытие семинара
10.00 Содержание и цели семинара
Основные подходы и процедуры разработки и программирования стратегии. Особенности упрощения отношений между учреждениями, способствующих экономическим показателям регионов и Агентства Региональному Развития, способные управлять региональным восстановлением и инновациями. Развитие кластеров и инновационных платформ как инструментов ускорения экономического развития региона. Развитие МСП и стартапов посредством инкубации и бизнес-инкубаторов. Лучшие примеры регионов ЕС.
10.15 Концептуальное обоснование 1 – Особенности регионов как многофункциональных институтов
Понимание многообразия функций, отношений, взаимодействия, интересов регионов, которые взаимосвязаны и обуславливают условия и варианты для определения инструментов политики.
10.45 Концептуальное обоснование 2 – Принципы развития региона и межрегиональные отношения
Ведущие действующие лица на различных институциональных уровнях и в компетентных внутрирегиональных структурах. Региональная идентичность, прозрачность и коммуникации. Принцип «сверху вниз» против «снизу вверх». Принцип филиальности.
11.15 Перерыв на чай-кофе
11.30 Институциональная реформа 1 – Упрощение взаимосвязей институтов для улучшения экономической конкурентоспособности
Характер и функции учреждений и организаций, имеющих влияние на экономическую конкурентоспособность региона. Разграничение ответствености между и в государственных учреждений на всех уровнях. Особенности горизонтальной и вертикальной координации действий госучреждений. Децентрализация, прозрачность и сервисная ориентация региональных администраций.
12.30 Перерыв на обед
13.30 Институциональная реформа 2 – Региональные Агентства Развития (РАР) как инструмент экономического продвижения региона
Обзор базисных структур, функций и задач РАР. Обзор различных типов агентств и их роли в институциональной структуре региона. Примеры лучших РАР регионов ЕС.
14.00 Политическая среда – Партнерство, участие и региональный консенсус
Обзор главных особенностей подхода партнерства и его соответствие оправданным действиям в отношении экономического развития региона и использования результатов. Обзор подходов по участию в планировании и включению главных заинтересованных лиц и заинтересованных групп в процессах регионального развития. Институционализация процесса достижения согласия на местном и региональном уровне.
14.30 Развитие стратегии и программирование 1 – Фазы и этапы разработки стратегии развития (обзор)
Обзор главных особенностей и логического обоснования процесса разработки стратегий и программ.
15.00 Развитие стратегии и программирование 2 – Региональный анализ
Обзор основных элементов регионального анализа и его значение для состоятельности и влияния стратегических решений. Обзор методологий «Стратегическая оценка среды» (Strategic Environmental Assessment, SEA) и «Оценка важных определенных потребностей» (Senior Enlisted Needs Assessment, SENA) и SWOT анализа. Объяснение основных методологических / технических инструментов, необходимых для использования на стадии анализа
15.30 Перерыв на чай-кофе
15.45 Работа в Группе – Подготовка модели SWOT анализа для региона
Участники делятся на рабочие подгруппы и готовят SWOT анализ своего региона. Для этого им объясняются методология и критерии.
17.00 Обсуждение
17.30 Завершение первого дня семинара
20.00 Возможный вариант: Круглый стол с участием экспертов регионального экономического развития, политиками и представителями региональных агентств развития.
День 2: Часть 1: Развитие стратегии, программирование и участвующие организации (продолжение)
09.00 Работа в Группе 2 – Презентация и обсуждение результатов работы группы
10.00 Развитие стратегии и программирование 3 – Определение стратегии
Пути превращения результатов регионального анализа в стратегию действий. Обзор методологических этапов анализа проблем («дерево проблем») и превращение идентифицированных проблем в стратегические цели («дерево целей»). Роль и функции возможных варианто; как разработать стратегический документ.
11.00 Перерыв на чай-кофе
11.15 Развитие стратегии и программирование 3 – Разработка Оперативной программы или Плана действий
Обзор взаимосвязи между стратегией, программой и средствами для их реализации. Методологические фазы разработки программы и обеспечения ее средствами. Логические рамки и планирование во времени.
12.00 Развитие стратегии и программирование 4 – Управление программой, мониторинг и оценка
Базовые принципы управления программой. Роль индикаторов эффективного выполнения проекта. Обзор различного типа индикаторов и методов, а также источников их проверки. Причины необходимости мониторинга и оценки проекта и различия между мониторингом и оценкой. Основные принципы мониторинга и оценки проекта, информация и данные, необходимые для этого. Обзор процедуры и методологии мониторинга проекта / программы и основные фазы процедуры оценки проекта / программы.
13.00 Перерыв на обед
День 2 Часть 2 – Стратегические инструменты ускорения экономического развития (примеры)
14.00 Кластеры и инновации – Развитие кластеров и инноваций как инструментов продвижения конкурентоспособности регионов и предпринимателей.
Систематическое развитие местных и региональных кластеров, а также стратегическое использование и продвижение инновационных потенциалов регионов и компаний в эпоху глобализации экономики и быстрых технологических изменений являются факторами, определяющими конкурентоспособность регионов и компаний. Взаимосвязь между региональной экономикой и инновациями представлена наряду с целевыми мерами по стимулированию инновационного потенциала компаний. Обзор методологических инструментов Региональной Стратегии Инноваций и Передачи технологий (RIS / RITTS).
14.45 Продвижение инвестиций – Инструменты маркетинга и концепции продвижения инвестиционной привлекательности региона и привлечения прямых иностранных инвестиций.
На фоне увеличения глобальной конкуренции среди регионов стратегический маркетинг регионов и их потенциала становится все более и более важным. Систематический сопоставительный анализ региональных активов важен для успешных и превентивных действий в области продвижения инвестиционных проектов. Основные элементы продвижения инвестиционных проектов представлены на примере передовой практики Европейских регионов.
15.30 Перерыв на чай-кофе
15.45 Поддержка предприятий – Бизнес-инкубаторы и инновационные стартапы
Систематические и целенаправленные меры по улучшению регионального климата для предпринимательства является определяющим для высокой конкурентоспособности региона. Обзор концепции бизнес-инкубирования и лучшие примеры бизнес-инкубаторов как инструмента ускорения развития предпринимательства и поддержки инновационных стартапов.
16.30 Вопросы-ответы, обсуждение
17.00 Оценка семинара
17.30 Закрытие семинара